Социальные сети как альтернативный поиск информации
Поисковые системы, благодаря своей незаменимости при поиске информации,
обеспечили себе доминирующее положение в Интернете. Но с ростом
социальных сетей у поисковых гигантов появляются соперники:
международный Facebook или российский ВКонтакте часто помогают
пользователю получить на свои вопросы более точные и полезные ответы,
чем поисковики. И результатом поиска здесь становятся советы друзей и
знакомых. Социальные сети - новая поисковая система
Одной из самых важных потребностей Интернет-пользователя является поиск
информации. Это и доказывает тот факт, что за одно десятилетие
поисковый сервер Google сумел построить целую империю, которой иногда
уступают даже такие Интернет-титаны как Microsoft и Yahoo!.
Громадное число веб-сёрферов начинает своё путешествие по Сети именно со
страницы поисковиков. Но, несмотря на все эти проявления мощи,
современные поисковые машины, по сути, ещё ползают в пелёнках. Ведь они с
трудом понимают сущность пользовательских запросов, и семантический -
то есть смысловой - поиск развит очень слабо.
Современные
поисковики на введённый запрос просто выдают пользователю набор ссылок
на сайты, где искомое слово встречается более или менее часто. При таких
условиях среди результатов поиска, к примеру, по запросу
«Конституционная реформа в Бразилии» должны оказаться сайты, всё
содержание которых - это десятки раз повторённое словосочетание
«Конституционная реформа в Бразилии» и ничего более. Вряд ли такой сайт -
как раз то, что нужно пользователю.
По этой причине
новый вызов поисковым системам бросают не альтернативные поисковики (все
поисковые машины работают по более или менее одинаковой схеме), а
социальные сети во главе с их глобальным флагманом Facebook. Так же как
Google, Facebook, которым пользуются более 300 миллионов человек,
располагает колоссальным объёмом информации - теперь пользовательские
данные превращаются в новую валюту глобальной Сети.
Facebook,
который первоначально создавался как средство для поддержки связей и
дружбы, развился в громадную социальную поисковую машину, которая
базируется не на алгоритмах и поисковых роботах, а на межчеловеческих
отношениях.
Социальные сети имеют преимущество, которого нет ни
у Google, ни у Cuil, ни у появившегося недавно Bing от Microsoft, ни у
Яндекса. Это преимущество заключается в почти абсолютной релевантности
результатов поиска - в социальных сетях человек почти всегда получает
то, что ему нужно
Если вы наберёте «Рецепт сливового пирога» в
строке запросов любого поисковика, то получите множество страниц со
ссылками. Придётся долгое время перебирать варианты ответов, и
неизвестно, какой из предложенных рецептов понравится вам и вашим
близким? Зато если в своём статусе ВКонтакте вы запросите: «Кто
подскажет рецепт сливового пирога?!)))», можете быть уверены, друзья
проконсультируют и посоветуют вам именно то что нужно, а потом ещё
придут попробовать и похвалить. Этого бы вам не обеспечила ни одна
поисковая система .
В среднем у пользователя социальной
сети в списке друзей около 100 человек. Связи с этими людьми можно
представить в виде линий, соединяющих вместе людей, знакомых с вами и
друг с другом, - эта схема называется «социальным графом». По мнению
специалистов в области современных информационных средств, поиск
информации внутри социального графа с высокой долей вероятности даст
компетентный ответ. Ведь поиск это во многом вопрос доверия; другими
словами, друзья надёжнее, на то они и друзья.
Одновременно
«социалки» не уступают поисковикам и в доступности: социальные сети
стали прочной частью повседневности. Многие пользователи поддерживают
контакт друг с другом уже не столько через SMS и телефонные звонки,
сколько переписываясь в Сети - мобильный телефон теперь используется и
для этого. Один недостаток «социалок» - в любом поиске ответ должен
приходить мнгновенно, а этим свойством пока обладают только поисковые
системы. На помощь приходят фанаты: множество молодых людей постоянно
находятся в своей социальной сети и следят за обновлениями своих друзей.
Так что если у вас возникает вопрос, вы можете быть уверены, что
сможете получить ответ на него в самое ближайшее время. Реклама - двигатель прогресса, социальная сеть - приводной ремень
Социальные сети не только изменили коммуникативное поведение
пользователей (ведь теперь отходят на второй план чаты и электронная
почта). Они также меняют принципы перемещения веб-сёрферов по Сети. Если
раньше почти все использовали для ориентирования в сетевом пространстве
поисковые системы, то сегодня уже 20% «жителей» Интернета ищут и
находят нужную им информацию через социальные сети. И эта тенденция
укрепляется. Если прежде вы начинали свой день в Интернете со страницы
поисковика, будь то Яндекс или Google, то сегодня первый визит - в
социальную сеть.
Новые направления развития привлекли и
внимание бизнеса. Специалисты подчёркивают, что в социальных сетях
предприятия могут найти своих клиентов и установить с ними
долговременные контакты. Для того чтобы помочь частным компаниям создать
свои представительства в «социалках», даже появились специальные
агентства. Своей целью они считают превратить пассивных пользователей в
активных сторонников рекламируемой марки. К примеру, мобильная компания
Simyo создала своё представительство на Facebook, где у неё быстро
набралось около 1.500 поклонников, которые в течение уже нескольких
недель «продвигают» продукты Simyo в Сети. При этом сама компания не
тратит на эти усилия ни цента.
Другим способом привлечь
внимание пользователя в социальной сети является обычная реклама: в
Facebook рекламная панель расположена справа, а ВКонтакте слева и снизу.
Здесь рекламируют автомобили и одежду, банки и биржи, правда в
социальных сетях нет, к счастью, занимающих весь экран баннеров и
всплывающих окон.
Наконец, социальные сети имеют ещё одно
преимущество, которого лишены другие сетевые проекты: они уделяют
большое внимание работе с приложениями. Эти приложения создаются
независимыми разработчиками, которые затем добавляют свои творения в
социальную сеть.
Эти небольшие программы позволяют
пользователям построить собственную виртуальную ферму или открыть
пекарню. Ключевым коммерческим моментом бесплатных приложений является
то, что они заставляют пользователя дольше сидеть в сети, а значит, дают
возможность рекламодателю показать больше рекламы.
Однако, у
социальных сетей есть и серьёзные недостатки. Главный из них - невысокая
степень защиты личных данных. Как говорят специалисты, если вы
закачиваете фотографию в сеть, отдавайте себе отчёт в том, что завтра её
могут напечатать в газете. Полная защита личных данных едва ли
возможна, особенно если учесть массированные атаки на пользовательские
аккаунты, которым в последнее время регулярно подвергается ВКонтакте.