Главная » 2011 » Январь » 4 » 10 жертв Интернета
12:39
10 жертв Интернета

Развитие Интернет-технологий, проникающих все в новые сферы нашей жизни, без сомнения, делает ее удобнее и приятнее. Но в стремлении к тотальной виртуализации есть и жертвы: Интернет лишает человечество привычных реалий, традиций и убивает целые сферы бизнеса. BFM.ru составил список аутсайдеров.

ВFM.ru начинает публикацию списка наиболее очевидных потерь, понесенных в нулевые годы XXI века в связи с проникновением Интернета в разные сферы нашей жизни.

Конфиденциальность информации о человеке. Чем активнее пользователь в сети, тем больше электронных следов он оставляет. Любопытный эксперимент провела корреспондент американского журнала Newsweek Джессика Беннет. Она попросила фирму, которая занимается обеспечением безопасности данных в Интернете, узнать всю возможную информацию о ней из открытых источников, вроде социальных сетей Facebook и LinkedIn. Хакерскими методами пользоваться было запрещено. На то, чтобы получить доступ к самой важной и интимной информации для любого американца, номеру социального страхования, у трех компьютерщиков из Кремниевой долины ушло всего полчаса.

Конечно, в том, что персональные данные о Беннет гуляют по просторам Интернета, во многом виновата она сама — не надо было сливать в сеть столько информации о себе. Но более осмотрительные пользователи тоже рискуют. Исследование газеты The Wall Street Journal показало: 50 топовых сайтов США используют в среднем 64 различных технологии слежения, которые позволяют инсталлировать определенное ПО на компьютеры посетителей ресурсов без их предупреждения. Некоторые ресурсы устанавливают более сотни шпионских кодов.

Самый распространенный вид сбора данных — отслеживание cookie-файлов, позволяющее узнать историю посещений различных сайтов пользователем. При посещении сайта такой файл остается на компьютере пользователя и в дальнейшем может применяться для «опознавания» того же пользователя при повторном заходе на веб-страницу. Многие технически подкованные пользователи предпочитают регулярно чистить свою историю посещений, поскольку существует множество вредоносных и шпионских программ, которые за ней охотятся. В последнее время появились и новые способы слежки — теперь за действиями пользователя в Сети, как уже писал BFM.ru, можно наблюдать практически в реальном времени. Хитроумные программы могут мгновенно анализировать информацию и определять пол, возраст, социальный статус, интересы пользователя, его доходы и даже наличие медицинской страховки.

Нормированный график работы. 8 часов на работе плюс обеденный перерыв в режиме пять через два — это уже что-то из области фантастики, мало кому доступной. Конечно, утверждать, что размеренность трудовой деятельности пала жертвой Интернета, было бы не совсем правильно — у этого явления, очевидно, другие причины. Но доступ к Интернету с домашнего компьютера и мобильного телефона способствовал тому, что решать рабочие вопросы приходится рано утром, поздно вечером, а то и вовсе в выходные. Призыв «оставить работу в офисе» в эпоху Интернета становится очевидным анахронизмом.

Впрочем, у постоянного виртуального присутствия на работе есть и свои плюсы. Компания Cisco летом этого года представила результаты опроса, посвященного удаленной работе. Оказалось, что трое из каждых пяти работников во всем мире больше не считают пребывание в офисе непременным условием продуктивной работы. Более того, как писал BFM.ru, в некоторых странах, в том числе в России, Китае и Индии, возможность удаленной работы респонденты считают правом, а не привилегией.

В России к услугам фрилансеров для удаленной работы прибегает каждая третья компания. Такими результатами опроса с BFM.ru поделилась исследовательская служба портала SuperJob.ru. Наиболее популярными видами работ для фрилансеров являются «дизайн, графика» (20%), «маркетинг, реклама, PR» (15%), «IT» (13%), «копирайт, контент, переводы, редактирование» (10%), «разработка, продвижение и поддержка веб-сайтов» (10%), «программирование» (8%).

И еще любопытная цифра из исследования SuperJob.ru, связанная с использованием Интернета и работой. Оказывается, что более четверти (28%) российских компаний контролирует переписку своих сотрудников по корпоративной электронной почте, 7% отслеживают общение в интернет-мессенджерах, а 3% — общение по скайпу. Справедливости ради надо отметить, что провоцируют подобное поведение работодателей сами сотрудники, используя рабочее время и корпоративный Интернет в личных целях. 41% опрошенных отправляет с рабочей почты личные сообщения, 20% делают покупки в интернет-магазинах из офиса.

Отпуск в его традиционном понимании, как определенное время в отрыве от рабочих проблем. Если у человека, находящегося за тысячи километров от офиса, есть возможность (или, что еще хуже, необходимость), следить за рабочей перепиской коллег и деятельностью компании, то можно ли это назвать полноценным отпуском? Очевидно, что, когда не было Интернета, можно было, лежа на пляже, с чистой совестью читать хорошую книгу, а не сообщения от коллег и партнеров на экране ноутбука.

Для людей, которые проверяют почту и выходят в Интернет с мобильного телефона, полноценный отпуск — довольно большая проблема, соглашается Семен Бирг, генеральный директор «Инвесткафе». «К сожалению, в цивилизованных странах таких мест, где нет Интернета и нельзя проверить почту, остается все меньше. Мне кажется, в ближайшее время будет очень много разговоров о том, что в отпуске нужно отключаться от Интернета. Иначе это не отпуск, а временная пауза, фактически та же самая работа, но в другом месте», — сказал BFM.ru Бирг. Сам гендиректор «Инвесткафе», по его словам, в силу своей работы вынужден ежедневно залезать в Интернет.

Концентрация и усидчивость. Все большее количество исследований возлагает на Интернет вообще и социальные сети в частности ответственность за сокращающуюся способность современных школьников сосредоточиться на выполнении одного конкретного задания. Подростковый мозг, констатируют ученые, быстрее привыкает к переключению внимания с одного дела на другое, что оборачивается меньшей способностью к концентрации. Интернет, позволяющий общаться в социальных сетях и сервисах мгновенных сообщений, а в перерывах — забавляться компьютерными играми и просмотром очередного музыкального клипа, опять-таки, скаченного из Интернета, — прямой путь к рассеянному вниманию.

Елена Норенко, директор московской средней школы №1995, с таким тезисом не согласна: всегда были дети, не умеющие концентрировать внимание, только раньше они гоняли голубей или играли на гитарах у подъездов, а сейчас сидят в Интернете.

«Если научили ребенка пользоваться Интернетом, как инструментом, — все в порядке. Если вы не смогли ребенка приучить к тому, что главное, — это люди, а не кусок железа, значит, вы потеряли ребенка. Мы стремимся приучить детей к использованию компьютера как инструмента, который помогает обогащаться интеллектуально, и стараемся, чтобы все-таки они больше удовольствия получали от общения живьем», — рассказала Норенко.

Но сами дети не слишком готовы пользоваться Интернетом как инструментом. Сразу несколько исследований, проведенных недавно в США, подтвердили очевидную вещь: лишенные родительского контроля подростки используют компьютер для развлечения, а не для выполнения домашнего задания.

Чтение в том значении, которое вкладывалось в это понятие веками — как вдумчивое изучение и анализ текста с целью получения информации. И хотя по сравнению с 1970–1980, когда главным каналом информирования было телевидение, человек эпохи Интернета, как кажется, читает больше, качество чтения изменилось — оно стало более поверхностным, «рваным» и заточенным на результат, а не на процесс. У специалистов есть даже специальный термин для обозначения этого действия — «просмотровое чтение». Кое-кто предлагает использовать словосочетание «скроллинговое чтение», имея в виду колесико прокрутки (scrolling) на компьютерной мышке. Психологи и нейробиологи только начинают заниматься тем, как Интернет влияет за сознание и процесс чтения. Исследования в этом направлении пока крайне немногочисленны.

Одно из самых убедительных исследований на протяжении пяти лет проводили ученые из Университетского колледжа в Лондоне (University College London). Они анализировали поведение посетителей двух научных сайтов. Типичный визитер перепрыгивал с одного документа на другой, редко прочитывая больше двух первых страниц. Практически никто не возвращался к уже прочитанному тексту — и это были люди с научным образованием, понимающие важность качественной работы с первоисточниками. Вывод, к которому пришли специалисты Университетского колледжа, таков: чтение в Интернете отличается от чтения оффлайн. Судя по всему, речь может идти даже о новой форме чтения — «по горизонтали».

Результаты британского исследования процитировал в своей статье в журнале The Atlantic известный американский писатель Николас Карр. Статья о том, как Интернет меняет наше сознание, вызвала бурный отклик в англоязычной блогосфере. Карр пишет: он и сам чувствует, что в его мозге под воздействием Интернета происходят определенные метаморфозы. «Больше всего они заметны в случае с чтением. Мое внимание становится рассеянным после пары-тройки страниц, мне хочется бросить читать и заняться чем-то еще. Вдумчивое чтение, когда-то такое естественное для меня, становится настоящим вызовом. И если раньше в море слов я был неторопливым дайвером, то сейчас же проношусь по его поверхности на водных лыжах».

Продолжение списка «жертв» Интернета — завтра.

Просмотров: 938 | Добавил: kiko2009 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]